МЕНЯ НИКТО НЕ СПРАШИВАЛ, НО Я ВСЁ РАВНО ХОЧУ ПОДЕЛИТЬСЯ
своими наблюдениями с кем-нибудь. Уже очень много лет я спрашиваю себя, почему я во всех учеников вкладываю одинаковое количество усилий, но результат получается разный. Да, конечно, память, самодисциплина и количество часов, потраченных на изучение языка, имеют значение, но есть что-то ещё. Кое-что стало проясняться. Я заметила, что у четырёх моих лучших учеников есть особый склад ума, который выделяет их из общей массы. Они такие вдумчивые мыслители, живущие у себя в голове. По-моему, в психологии есть специальный термин «шизоид». Но это не точно. Я не психолог. Но вот что я вижу. Они учатся не потому, что английский может когда-нибудь пригодиться, а для того, чтобы понять то, что они пока не понимают. Это чистое любопытство, незагрязнённое «корыстными» мотивами вроде «блеснуть умом», «получить пятёрку» или «поступить в ВУЗ». Они задают вопросы. Основной массе всё равно, где какой артикль ставить, а им нет. Они обязательно спросят, почему здесь стоит такой артикль, а вон там другой. Выслушают объяснение и впишут его в свою картину мира. Навсегда. Потому что если кусочек паззла нашёлся и вписался в картину мира, то его невозможно игнорировать. Они тщательно подбирают слова. Они частенько молчат по 10-30 секунд. В это время их не надо торопить или подбадривать. У этих детей действительно как будто с самого детства есть «чертоги разума» (как у Шерлока Холмса в сериале с Бенедиктом Камбербэтчем), где можно походить-побродить и найти подходящую форму глагола. Им требуется больше времени на то, чтобы начать говорить на английском, но потом они обгоняют сверстников, потому что для них иностранный язык – это ещё один способ мышления, а думать они любят. А самое интересное в их детстве и ежедневной жизни происходит тогда, когда они что-то понимают. В этот момент они удивлённо вскидывают брови или восклицают «Так вот оно что!» или «А! Теперь понятно!»
И вот я наблюдаю за ними и задаюсь вопросом: а можно ли научить других тому, что для мыслителей естественно? Можно ли научить любопытству? И если да, то как? А ещё интересно, как такие дети получаются. Какие условия их формируют? Может, их дома родители каким-то особенным образом воспитывают? Интересно, но стесняюсь спросить. Родители мне просто платят за уроки, но это не даёт мне права задавать такие интимные вопросы: «Ваш ребёнок хорошо занимается. Чем Вы его кормите? И какая у Вас в доме вообще обстановка?»
А ещё я научилась определять детей, которые всё равно никогда ничего не выучат, сколько бы я ни старалась. У них тоже есть схожие свойства. Одно из них звучит так: «Зачем мне это надо?», «Как это может мне пригодиться?». Звучит логично, не правда ли? Можно подумать, что стоит ответить на вопрос «зачем» как сразу учёба пойдёт в гору. Но не получается. У меня складывается такое впечатление, что эти товарищи развивают у себя только те качества и таланты, которые видны окружающим. Следуя этой логике, получается, что ногти с шеллаком и стразами нужнее, чем занятия английским языком, потому что ногти видно, а английский не видно. Одна бывшая ученица действительно однажды отменила урок, потому что записалась на маникюр. Тут надо пояснить, что я ничего не имею против маникюра. Но в этой системе ценностей мне нечего противопоставить красоте ногтей, потому что знание английского языка действительно никак не проявляется внешне и не приносит никаких других статусных бонусов. Но кто знает, может, если бы у меня была правильная морковка, то они бы к ней потянулись.
Риторический вопрос в конце: можно ли привить детям любопытство? И нужно ли?
На этом видео фрагмент урока разговорной практики. Варя, отвечая на вопросы, рассказывает сюжет прочитанной книги. С Варей мы занимаемся третий год (с нуля).